ТСЖ и собственники. Принципы нетоксичных отношений

Многоквартирный дом — это, прежде всего, сообщество людей, живущих под одной крышей. Собственники и ТСЖ по определению на одной стороне, но их отношения не всегда конструктивны. Рассказываем о том, как избежать токсичных отношений в этом тандеме

ТСЖ создают, чтобы представлять интересы собственников и жильцов МКД перед контрагентами, муниципальными и государственными органами. При этом отношения с самими жильцами могут отойти на второй план. Недостаточное внимание к их запросам, жалобам и просьбам — частая причина недоверия и критики в отношении ТСЖ, даже если остальные обязанности они исправно выполняют. 

Диалог с жильцами

Диалог ТСЖ и собственников стоит на трех столпах — информировании о деятельности ТСЖ, предоставлении справок и документов для нужд жильцов и реагировании на жалобы и сообщения об авариях и состоянии дома. 

Информирование о деятельности ТСЖ

Российское законодательство обязывает ТСЖ раскрывать информацию о своей деятельности. Для этого созданы специальные площадки — сайты жилищной инспекции, “Реформа ЖКХ” и “Гис ЖКХ”. Собственники могут получить ключевую информацию быстро и без обращения в ТСЖ. Товарищество в свою очередь экономит время и ресурсы на решение более актуальных вопросов. 

На прямые запросы собственников ТСЖ обязано отвечать в десятидневный срок, при этом оно имеет право отказать в предоставлении сведений, не предусмотренных законом. Основные данные о финансовой деятельности ТСЖ, платежах и взносах представляет собранию собственников ревизионная комиссия и только один раз в год. 

Иногда конфликтные собственники начинают забрасывать ТСЖ требованиями предоставить документацию, едва ли не ежедневно отчитываться за работу и т.д. В таких случаях, ТСЖ следует вести диалог только в формальной плоскости — через письменные запросы и официальные ответы. 

Коммунальный PR

Для ТСЖ очень важно строить отношения с общественностью — собственниками и жильцами МКД. Это значит, что нужно рассказывать о принятых решениях и необходимых работах. Например, если решено заменить окна, нужно объяснить, почему это нужно, какие расходы повлечет и сколько сэкономит в перспективе. Такая работа может показаться избыточной, но это не так, — она повысит доверия собственников. 

Прозрачность в действиях тоже очень важна. Ведь ТСЖ — исполнительный орган, он выполняет решения, принятые собственниками на общем собрании. Даже оправданные действия ТСЖ, совершенные без огласки и разъяснений, раздражают собственников и вызывают неприятные вопросы. 

Открытое обсуждение проблем и конфликтов — один из ключевых факторов конструктивных отношений ТСЖ и собственников. Случилась авария — нужно говорить о ее причинах и мерах по устранению и профилактике. Произошел конфликт — нужно разрешать его, сохраняя объективность и нейтралитет. 

ТСЖ online

Интернет дает ТСЖ, собственникам, подрядчикам и госорганам почти неограниченные возможности для продуктивных отношений. Законом установлено, что управляющие компании обязаны иметь свой сайт. У ТСЖ такой обязанности нет, но лучше, если сайт все-таки будет. Альтернативой могут стать сообщества в социальных сетях, каналы в мессенджерах, даже обычный чат в Whatsapp лучше, чем ничего. 

У собственников должна быть возможность задать вопрос, запросить справку, обсудить действия подрядчиков или поставщиков коммунальных услуг без визита в офис. Да и квитанции можно отправлять на подтвержденную электронную почту. Для ТСЖ это отличная возможность разгрузить сотрудников. 

В ответе за подрядчиков

ТСЖ по поручению собрания собственников МКД выбирают и сотрудничают с подрядчиками. И в глазах собственников именно ТСЖ отвечает за действия или бездействие сторонних организаций. Именно поэтому ТСЖ уделяют (и должны уделять) особое внимание тому, с кем предстоит сотрудничать. 

К счастью, в наше время собрать информацию о контрагенте проще, чем когда бы то ни было. Интернет, отзывы, рекомендации и государственные сервисы помогут с базовой информацией, а портфолио и личные компетенции представителей компании дополнят картину. Большим плюсом будет готовность подрядчика при выполнении работ взаимодействовать с жильцами самостоятельно — это свидетельствует о его опыте и укрепляет доверие к ТСЖ.


Обслуживание и ремонт многоквартирных домов
в Екатеринбурге и Свердловской области:

+7 (343) 268-30-61

Комментарии закрыты.