Несмотря то что большинство из нас уже пользуются электронными сервисами, почтовые ящики в подъезде все еще актуальны. Многие документы, и зачастую, личную почту мы до сих пор получаем «по старинке». Расскажем подробнее о том, кто отвечает за почтовые ящики в подъезде, и какие к ним предъявляются требования

Почтовые ящики в подъезде МКД

Ремонт подъездов
в Екатеринбурге и области

+7 (343) 268-30-61


Почтовые ящики в подъезде – правовой статус

Согласно ст. 19 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ «О почтовой связи», жители многоквартирных домов имеют право на получение почты по своему адресу. Для этого в зданиях устанавливают абонентские ящики. 

Абонентские или почтовые ящики относятся к общедомовому имуществу, так как имеют признаки такого имущества, перечисленные в п. 2 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» (Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 №491), а именно:

  • не являются частями квартир;
  • предназначены для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме.

Следовательно, содержание, ремонт и замена почтовых ящиков в подъезде регулируется теми же нормами, что и остальное общее имущество в многоквартирном доме. 

Кто отвечает за установку почтовых ящиков в подъезде

Ответственность за установку почтовых ящиков может быть возложена на различные организации, в зависимости от того, когда и где они устанавливаются. Регулируется это ст. 31 Федерального закона РФ «О почтовой связи». 

В новостройках почтовые ящики устанавливаются строительными организациями (застройщиками), которые включают стоимость ящиков и их установку в смету на строительство МКД. 

Расходы на обслуживание, ремонт и замену абонентских ящиков в дальнейшем возлагаются на собственников. Средства на это собираются посредством платы за содержание жилых помещений, установленной управляющей компанией. 

Важно отметить, что даже при отсутствии в договоре управления МКД упоминания о почтовых ящиках, их ремонтом или заменой все равно должна заниматься УК, так как по закону они относятся к общему имуществу;

Требования к почтовым ящикам в подъезде

Согласно уже названному Федеральному закону «О почтовой связи», почтовые ящики в подъезде должны устанавливаться на первых этажах МКД. Чаще всего их размещают в холлах или на лестничных площадках между первым и вторым этажами. 

Несмотря на то, что жестких требований к формату и размеру почтовых ящиков нет, есть нормативные акты, которые помогают выбрать ящики с оптимальными характеристиками. Так, согласно СНиП 31-01-2003 (Свод правил СП 54.13330.2022), оборудование размещаемое в подъезде не должно перекрывать пути движения и эвакуации. Важно, чтобы сохранялось пространство для прохода людей и был исключен риск получения травм. Поэтому в предельное уменьшение ширины прохода при креплении ящиков на лестнице не должно превышать 105 см, а в коридоре — 130 см. 

В связи с этими требованиями, почтовые ящики стараются производить небольшого размера. Стандартная глубина боксов 195 или 203 мм. За счет секционной конструкции обеспечивается компактность — ящики объединяют в секции из 4-8 ячеек. Секции могут быть горизонтальными или вертикальными. 

Чаще всего ящики изготавливают из металла толщиной от 0,5 до 0,8 мм. Рекомендуется порошковое окрашивание в цвета RAL7035, RAL7032. Тыльная часть корпуса бывает открытой или глухой. Почтовый ящик фиксируют на стене так, чтобы его нельзя было снять или оттянуть, а между ним и стеной не было щели. Дверцы на петлях, открываются вбок или вверх. Маркировка номерами квартир обязательна.

В зависимости от того, какие почтовые ящики были установлены в подъезде новостройки, рекомендации по их содержанию, ремонту и сроку эксплуатации могут отличаться. Обычно они указаны в инструкции по эксплуатации многоквартирного дома, разрабатываемой для каждого здания. Так, например, стандартная инструкция для МКД может включать рекомендации по профилактическим осмотрам, мелкому ремонту, а также смазке замков и петель почтовых ящиков в подъездах.

Добавим, что инструкция к многоквартирному дому разрабатывается согласно Приказу Минрегионразвития РФ от 01.06.2007 № 45. В нее включаются рекомендации застройщика, поставщиков и производителей по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, рекомендуемые сроки службы отдельных элементов общего имущества, в том числе и почтовых ящиков. Она должна храниться в УК или ТСЖ, а так же в муниципальном архиве. 

Дефекты и признаки износа почтовых ящиков

Почтовые ящики в подъезде необходимо ремонтировать или менять, если они значительно утратили функциональность, имеют существенные повреждения или не соответствуют оформлению подъезда после ремонта.

К дефектам, требующим ремонта или замены ящиков, можно отнести:

  • повреждение металлической конструкции секций;
  • сломанные дверцы почтовых ящиков, 
  • повреждение замков;
  • отрыв ящиков от стены;
  • значительный износ лакокрасочного покрытия и т.д.

Естественный износ почтовых ящиков происходит не быстро, чаще они страдают от вандализма или случайных повреждений при переносе мебели или других габаритных предметов. В таких ситуациях виновные в причинении вреда могут понести наказание за порчу общего имущества МКД и должны будут устранить повреждения за свой счет.

Сроки замены почтовых ящиков в подъезде

У почтовых ящиков нет четко обозначенных сроков службы. Для принятия решения об их замене можно ориентироваться на:

  • срок службы ящиков рекомендуемый производителем;
  • наличие существенных повреждений; 
  • обновление стандартов абонентских почтовых ящиков.

Чаще всего почтовые ящики меняют при капитальном ремонте подъездов МКД. Замена при окрашивании стен в подъезде целесообразна в случае значительных повреждений. Также решение о покупке и установке новых почтовых ящиков может быть принято на собрании собственников.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что почтовые ящики в подъезде МКД, несмотря на развитие цифровых технологий, остаются важным элементом инфраструктуры. Установлены четкие требования к их размещению, конструкции и материалам, которые обеспечивают необходимую функциональность, безопасность и удобство для жильцов.


Ремонт подъездов
в Екатеринбурге и области

+7 (343) 268-30-61


Оставить заявку